Із досвіду роботи вчителя






ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
 НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

 В мудрых словах предков отмечалось,что мы всегда «преклоняемся перед прошлым, стремимся к будущему». Сегодняшние дети – это будущий мир. Передо мной, как учителем, встают проблемы: «Как учить в век информатизации человека будущего?», «Чему учить, чтобы знания, полученные на уроках, помогли ученику стать конкурентоспособной  личностью?», «Как повысить качество обученности школьников?». В поисках решения этих проблем и cкладывается система моей работы.
Я глубоко убеждена в том, что главная цель урока - это воспитание личности,   человека,   умеющего   анализировать   прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир. Одним словом, личность в моем понимании - человек, не боящийся мыслить.
Чтобы достигнуть поставленной цели, нужно создать определенные условия для ученика, которые помогли бы ему обрести уверенность в себе, в своих силах, позволили бы  раскрыться, способствовали формированию его мировоззрения. Современная   методика преподавания, к сожалению, не всегда позволяет создать комфортные условия для каждого ученика, атмосферу творчества или, точнее говоря, сотворчества между учителем и учеником, а также между учащимися.
Начав работать учителем русского языка, я часто задумывалась, почему ребятам скучно на уроках, почему современные дети не любят читать, боятся отвечать, не пишут сочинения, а механически переписывают чужие мысли, не заботясь о том, что содержание их работы не совпадает с темой заданного сочинения. Мало-помалу я начала понимать, что только заученное правило не сделает ребенка грамотным. Что же делать, чтобы изменить ситуацию к лучшему? И тогда тема по самообразованию «Интерес к урокам русского языка– залог  повышения качества образования» на долгие годы стала ведущей.
 Поиск… Вероятно, это то, чем живёт современная школа. Вероятно, это то, что не даёт нам, учителям, быть статичными, остановиться в современном быстро развивающемся обществе. Поиск – это то, что позволяет ребёнку стать учеником, настоящим учеником, умеющим не зазубривать, а делать открытия, радоваться этим открытиям и стремиться к новым. Поиск и творчество не могут существовать обособленно и, на мой взгляд, являются важнейшими составляющими в учебном процессе.
Именно поисковая деятельность в сочетании с творчеством стала ведущей на моих уроках. Я стараюсь добиваться, чтобы на уроках царила атмосфера творчества, чтобы мои ученики могли сравнивать и ассоциировать, задумываться над проблемными ситуациями и предлагать выход из них. Для этого, безусловно, необходимо творчески мыслить. Может ли современный учитель научить каждого учащегося творческому мышлению? Однозначно на этот вопрос ответить нельзя, так как творческие возможности каждого ребёнка закладываются в раннем детстве. А тех, кто не был отягощён интеллектуальным и творческим развитием в дошкольном возрасте, учитель может на своих уроках научить мыслить критически через поиск. Создать условия для развития творческих способностей учащихся — вот моя первостепенная задача. Поэтому технология развития критического мышления во многом была принята мной и стала частью проблемного обучения на уроках русского языка
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» разработана в конце XX века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит). В ней синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной; свой вклад в развитие идеи внесли Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В., Галактионова Т.Г., Гершунский Б.С., Бутенко А.В. и другие.
Развитие критического мышления – одна из общепризнанных в  педагогике  целей. Характерными особенностями развитого критического мышления являются оценочность, открытость новым идеям, целостное рассмотрение ситуации, поиск альтернатив, выбор точки зрения. В процессе применения на уроках русского языка технологии развития критического мышления происходит обучение обобщённым знаниям и умениям, навыкам и способам мышления, появляется возможность объединения отдельных дисциплин; создаются условия для вариативности и дифференциации обучения; формируется направленность на самореализацию.
Базовая модель ТРКМ состоит из трех стадий:
1.      Стадия вызова.
2.      Стадия осмысления новой информации.
3.      Стадия рефлексии.
Функцию трех стадий ТРКМ представляю следующим образом:
Стадия
                                         Функция
Вызов
Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме)
Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме).
Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).
Осмысление
содержания
Информационная (получение новой информацией по теме).
Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знаний).
Мотивационная (сохранение интереса к изученной теме).
Рефлексия
Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).
Информационная (приобретение нового знания).
Мотивационная (пробуждения к дальнейшему расширению информационного поля).
Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка соответственной позиции, оценка процесса).

Именно простотой формы, вписывающейся в систему проблемного обучения, меня привлекла эта технология. Любой урок русского языка,  можно подчинить этим трём стадиям. Часто, используя только элементы технологии РКМ, мы вместе с учениками добиваемся успеха в поиске правильного решения.
Итак, стадия вызова. На уроках языка традиционная схема «проверка домашнего задания – объяснение нового – закрепление», на мой взгляд, совершенно не способствует созданию языковой атмосферы. А вот рекомендации по организации стадии вызова для меня стали «родными». Подобный приём я использовала и раньше, а изучив статьи о технологии РКМ, поняла, что на верном пути. Так каково же содержание стадии вызова? Учитель создаёт проблемную ситуацию, вызывая у учеников воспоминания, связанные с темой, обращаясь к их собственному опыту. Эта стадия состоит из двух элементов – мозгового штурма и создания кластера. Мозговой штурм – своеобразная умственная разминка, совместный поиск группового решения. Кластер же как графический систематизатор показывает несколько различных типов связи между объектами или явлениями. Именно в кластере с помощью стрелок обнаружатся связи между рассматриваемыми понятиями. В изученной мной литературе по использованию ТРКМ кластеры предлагаются в форме таблицы, однако предполагается, что могут использоваться и  схемы (мне это напомнило приём составления опорных конспектов). Схемы, таблицы, графики, рисунки-схемы систематизируют мысль, делают сложные конструкции более наглядными и понятными. Представление материала в графической форме позволяет обучающимся лучше классифицировать представленную информацию. Сам процесс построения схем, таблиц формирует умение анализировать материал.
. Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.
Стадия осмысления. Учащиеся читают текст (параграф), учитель предлагает активные методы чтения, ведут записи по мере осмысления новой информации, отслеживают понимание при работе с изучаемым материалом. Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации. Методы активного чтения: -маркировка с использованием значков (по мере чтения ставятся на полях справа); -ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; -поиск ответов на постановленные в первой части урока вопросы и т.д. Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах.
 Стадия рефлексии. Учащиеся соотносят получаемую информацию с уже известной, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы. Выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно- следственные связи. Вернуть учащихся к первоначальным записям- предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления. -Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации; -возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; -ответы на поставленные вопросы; -организация устных и письменных ответов; -организация различных видов дискуссий; -написание творческих работ (пятистишия- синквейны, эссе); -исследования по отдельным вопросам темы .
    На  стадии вызова  использую
Прием «Верные и неверные утверждения»
Этот прием может быть началом урока. Предлагаю  ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся, выбирая только верные высказывания, описывают заданную тему, ситуацию, систему правил. Например, в 7 классе по теме «Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных» можно рассмотреть следующие утверждения:
1.     В полных страдательных причастиях прошедшего времени всегда пишется НН.
2.      Страдательные причастия прошедшего времени могут образоваться от имен существительных
3.      В кратких страдательных причастиях пишется Н.
4.     В отглагольных прилагательных пишется и Н, и НН.
5.     Краткие страдательные причастия отвечают на вопрос какой?
Или по теме «Правописание предлогов»:
1.     Все предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются
2.     Правописание производных предлогов надо запомнить
3.     Производные предлоги можно спутать с самостоятельными частями речи.
4.     В предложении предлог можно заменить другим предлогом или союзом.

Пример 3: урок развития речи «Типы речи», стадия вызова.

Задание: Давайте попробуем предугадать информацию о типах речи, сыграем в игру «верные-неверные утверждения».

№ 

Верные и неверные утверждения

До изучения

После изучения

1. 

Повествовать – значит описывать предмет, явление.

  

  

2.

К тексту – описанию можно задать вопрос КАКОЙ?

  

  

3.

К тексту рассуждению можно задать вопрос ПОЧЕМУ?





4.

Содержание текста-рассуждения можно отразить на фотоснимке.

  


Приём«Верные – неверные утверждения»
Используется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая.
Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты.
На одном из следующих уроков возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие из утверждений были верными, можно на стадии рефлексии.
Тема «Местоимение».
1.     Здесь написаны только местоимения: она, к нему, один, я, они, со мной.
2.     В предложении местоимения бывают только подлежащим.
3.     В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим
4.     Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица.
5.     Местоимения изменяются по падежам и числам.
6.     В предложении « Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе вернулся» местоимение является второстепенным членом.



Прием «Составление кластеров»
  Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста. Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты- крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников  свои. Система кластеров охватывает большое количество информации.
  Этот прием применяется на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником – текстом или другим материалом  для наблюдения.
  В 6 классе при изучении темы «Чередование гласных в корне» предлагаем ученикам выбрать из группы слов те, в которых, по их мнению, гласные чередуются, правописание которых зависит:
 от ударения:
1.Гореть, загорелый – угар, загар
Заря, зарница – зори, зарево
Наклониться, склонять – раскланиваться, поклон
Творить – тварь, творчество
Пловец, пловчиха – плавить, поплавок
2.     От конечной гласной корня:
Растение, выращенный – выросли
Предполагать – изложить, скакать, вскочить
3.     От присутствия и отсутствия суффикса –е-:
Беру – забирать
Запереть – запирать
Вытер –вытирать
Составление кластеров часто предлагаю ребятам в качестве домашнего задания, когда необходимо  графически систематизировать ту или иную информацию.
Тема. Понятие о сложном предложении (9класс)


Cложное предложение


Бессоюзные

Сложносочиненные

Сложноподчиненные
 

Прием «Фишбоун» (рыбный скелет): голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

2.Работа с текстом. Составление «кластера» по изучаемой теме
Стадия осмысления предполагает знакомство с новой информацией. На этом этапе я использую такой приём работы с текстом, как инсерт. Инсерт – приём маркировки текста, когда учащиеся отмечают то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, о чём хочется узнать более подробно. Например, при знакомстве в 5 классе с системой русского языка, я предлагаю для сортировки информации следующий текст.
Из чего состоит язык
Прочтите любой текст. Или послушайте любую речь. Она состоит из предложений, слов, морфем, звуков. Предложение передаёт мысль. Слово называет. (Всё в мире можно назвать словами.) Морфемы (значимые части слова) – мельчайшие частицы смысла.
В слове «грачонок» вы видите две морфемы: грач- и онок-. Нарисуйте гнездо, в гнезде – грач и грачонок (он, может быть, только что  вылупился из яйца). Рассмотрите вашу картинку. То, чем похожи друг на друга грач и грачонок, обозначается морфемой грач-. То, чем птенец отличается от взрослой птицы, предаётся морфемой – онок-. И морфема грач-, и морфема –онок- имеют смысл.
А звуки? Зачем нужны звуки? Без них не было бы ничего: ни предложений, ни слов, ни морфем. (И буквы не могут сами по себе существовать, без звуков). Звуки для того, чтобы мы могли воспринимать единицы языка.
Работая с текстом, пятиклассники делают пометки карандашом: «!» – знал, «+» — новое, узнал,      «-» — сомневаюсь, «?» — вопросы, не понимаю, надо узнать больше об этом. И если с первыми значками «!» и «+» проблем не возникает, то повод для сомнений или, тем более, для дополнительного изучения ребята не видят. Ценность подобного задания —  дать возможность усомниться в написанном (большая-то часть учеников принимает любой текст как аксиому).  Усомниться необходимо не для подрыва авторитета авторов учебников или текстов дополнительной литературы, конечно. Это повод для более внимательного чтения и проверки своей осведомлённости в этом вопросе, это возможность для смелого вступления в полемику. А знак «?» в 5 классе не умеют ставить вообще. И для выражения сомнения, и для формулировки вопросов часто отводится роль учителю. Часто в 5-6 классах, но всё реже в старших. И вот, когда текст осмысленно прочитан учащимися, наступает время третьей стадии.

Тема урока. Понятие о деепричастии (8класс)
Стадия осмысления.
Прием «Инсерт»
- Обратимся к учебнику.
1.     Читают параграф 26 стр.74, делают в тексте пометки:
V – знаю;
+ – узнал новое;
! –  удивило.
- Обсудим.(В это время попросить подготовить 4 вопроса  -  по 2 каждому какой-нибудь паре, пусть договорятся между собой, какие именно)
Комментарий учителя.
В этом термине нам знакома вторая часть, а что же означает первая? Её мы можем обнаружить в таких словах, как деятель, дееспособный. Обратившись к словарю, узнаём, что термин “деепричастие” возник в 17 веке, состоит из двух частей (дее+причастие) и объяснить его можно как причастность к действию. Действительно, эта форма… обозначает в предложении добавочное действие глагола, а по грамматическим признакам.. похожа на наречие, так как не изменяется.
В современной лингвистике существует несколько точек зрения на грамматическую природу причастий и деепричастий. Одни учёные считают их самостоятельными частями речи, которые выделяются наряду с именами существительными, наречиями, предлогами и т.п. Другие лингвисты утверждают, что причастия и деепричастия – это особые формы глагола.
-Проверка вопросов.
-Это «тонкие вопросы». Почему?
- А я задам толстый вопрос: Согласны ли вы с тем, что деепричастие  -  это особая форма глагола? Выдвините свое предположение, почему? Особые потому, что они не спрягаются, а ведут себя в речи иначе, чем глагол. Напомним: причастия повторяют грамматические признаки прилагательного – склоняются ( изменяются по числам, родам и падежам), а деепричастия совсем не изменяются, как наречия.
-Заполните колонку «Узнал новое». Проверка.



Заключительная стадия урока – стадия рефлексии (или размышления).  Это «момент истины», когда становится ясно, правильно ли была организована работа, получены ли ответы на вопросы, появившиеся на стадии вызова.
Прием «Толстые и тонкие вопросы»
Прием «Толстые и тонкие вопросы» может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления -  вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного.
 «Толстые и тонкие вопросы» могут быть оформлены в виде таблицы.
Тонкие ?
Толстые ?
Кто…?
Что…?
Когда…?
Может…?
Будет…?
Могли…?
Как звать…?
Было ли…?
Согласны ли вы…?
Верно ли…
Дайте объяснения: почему?
Объясните: почему?
Почему вы думаете…?
Почему вы считаете…?
В чем различие…?
Предположите, что будет, если…? Что, если…?

Тонкие ?
Толстые ?
Какие части речи называются служебными?
Перечислите простые союзы
Чем можно заменить союз?
Назовите 2 признака, по которым служебные  части речи отличаются от самостоятельных.
Предположите, что было бы, если одинаково писались бы служебные части речи и омонимичные самостоятельные части речи
Правила написания синквейна таковы:
- На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
- На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
- На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
- На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
- Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.
Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.
Пример синквейна:
Имя существительное
• Живое, земное….
• Живёт, оценивает, передаёт эмоции
• Существует
• Это хлеб языка





Таким образом, моя работа на протяжении десятилетия по изучению и внедрению ТРКМЧП помогла мне пересмотреть свое собственное отношение к образованию, позволила безболезненно воспринимать новые идеи современного образования. В результате стратегии и приемы, лежащие в основе новых подходов к обучению, стали частью моего педагогического опыта. После проведения уроков с применением стратегий ТРМЧП у меня всегда появляются новые идеи. Это еще раз доказывает, что ТРМЧП не только педагогическая технология с установленными правилами, принципами и набором приемов, но и динамический, развивающий подход к обучению. Поэтому я убеждена в том, что смысл образовательного процесса  состоит не в строгом следовании алгоритму, а в свободном творчестве педагогов и учеников, работающих с использованием новых технологий.
 Я считаю, что построить урок  по уже отработанной стратегии ТРКМЧП не представляет большого труда, а вот  провести серию уроков, используя технологию РКМЧП, достаточно сложно, так как нужно и урок спланировать, исходя из модели технологии, чтобы на уроке присутствовали  все три стадии, и в системе уроков сохранилась эта структура, т.е на первом уроке в фазе вызова были поставлены проблемы, реализованные на последующих уроках, а фаза рефлексии на последнем уроке являлась бы общей для всех уроков по данной теме.
          Итак, на мой взгляд, технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) помогает  выстроить совместную деятельность с учениками так, чтобы поиск и творчество давали возможность реализоваться каждому ученику. Открытия, сделанные на уроках в результате поиска, незаметно становятся привычкой для детей. А мне дорого то, что мои ученики охотно сотрудничают со мной  в постижении законов русского языка.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо имеет свои этапы:
этап – «Вызов интереса» - дает возможность ученикам обратиться к предшествующим знаниям, чувствам или впечатлениям, создать контекст для дальнейшего обучения;
этап - «Реализация смысла или формирование проблемы и поиск путей ее решения».
Задачей этой стадии является вовлечение учащихся в процесс соединения новых идей с уже полученными знаниями и активного управления информацией;
этап – «Рефлексия или осмысление и обратная связь». На этом этапе ученики начинают выражать новые знания и понимание своими словами. Это время, когда учение становится личным.
 Пояснения к ключевым терминам технологии развития критического мышления.
Стратегия «Понятийное колесо» (Колесо знаний)
"Понятийное колесо" может быть заполнено после изучения одной темы или после изучения всего раздела. К работе с этим материалом можно подойти дифференцированно. В слабом классе может быть оценено заполнение самого “колеса”. Остальным можно предложить задание – пояснить каждую запись. На уроке может быть организована работа по принципу “Снежный ком”: начинает пояснять записи в “колесе” один, продолжает другой, затем третий и т. д. Может быть выделена группа учащихся, которые дополняют и исправляют ответы. Их работа оценивается. Учитель может провести урок по данной стратегии в виде зачета.
Использование этого модуля дает возможность учителю дифференцированно оценить знания учащихся как в параллели, так и в одном классе.
Колесо знаний по теме «Имя существительное»
   Одушевленные и    неодушевленные
  Склонение
Собственные и  нарицательные существительные
 Существительны,  имеющие форму  общего рода
Существительные  единственного числа
 Существительные   множественного числа
Стратегия «Составление кластера» (гроздь, ветвь, ячейки, смысловой блок)
При работе по данной стратегии учащиеся учатся выделять большие и малые смысловые единицы, находить ключевые слова или фразы. На начальном этапе работы по этому модулю учитель может помочь выделить смысловые единицы. Учащиеся могут озвучить свои “гроздья”. Можно провести презентацию записей. При выделении отдельных смысловых единиц (ветвей) ученики могут использовать цвет с целью включения зрительной памяти, а не только механической, слуховой и т. д.
Подобный вид работы поможет учащимся систематизировать материал. Учитель может дифференцированно давать задания с учетом состава отдельного класса и разно уровневых классов в параллели.
Кластер может быть составлен по одной теме или по всему разделу в зависимости от подготовленности учащихся и цели, которую ставит учитель.
Кластер как графический органайзер позволяет сделать наглядным мыслительный процесс каждого ученика, дает возможность учителю проследить этапы и уровень развития их мышления, увидеть реальный прогресс в индивидуальном развитии. Я использую кластеры на разных этапах урока: побуждения, реализации и рефлексии. Учащиеся составляют кластеры в классе, используя разные виды деятельности, и дома.
Стратегия «Концептуальная таблица».
Прием “Концептуальная таблица” используется, когда необходимо провести сравнение нескольких объектов по нескольким вопросам.
В зависимости от цели, поставленной учителем, таблица может заполняться учащимися на уроке или дома, постепенно или вся целиком как результат обобщения. Затем может быть проведено обсуждение правильности заполненного материала, уточнение, дополнение, исправление; сравнение.
В дальнейшем учащиеся при составлении таблиц могут сами выбирать объекты сравнения или линии сравнения.
В зависимости от уровня класса учитель может давать дифференцированные задания по составлению таблицы. Такая таблица может быть составлена как учениками 5 класса, так и учащимися 9 класса (в 5 класса можно взять меньше линий сравнения).
Стратегия «Синквейн».
“Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний”.
Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения.
На первых этапах синквейн можно составлять в группах, потом в паре и затем индивидуально. Смысл синквейна можно изобразить рисунком. Учащиеся могут составлять синквейн на уроке или дома.
Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся.
Жизнь.
Жестока, коротка.
Люби, храни и береги.
Радость, горе, счастье, смерть
Не унывай.
Ксения
 Любовь.
Прекрасна, сильна.
Пошутишь, обидишь – уйдет.
Встретишь ты ее всегда.
                               Чувство.
  Салтанат
Митраша
Сильный, но упрямый,
Построит, смастерит, поможет
Делает посуду хорошую и прочную
Умница.
  Талгат
  Сказка
 Волшебная и добрая,
 Шагает, поет, благоухает
 По сторонам, переливая лучезарный свет
  Музыка.
  Жанна
 Стратегия “ Плюс – минус – интересно(?)”.
Данный прием используется на стадии осмысления, например, в первых трех вышеперечисленных стратегиях. Цель этого приема – формирование разнообразного отношения к тексту.
.
 «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму!» (Древняя китайская мудрость) Приоритетом моей педагогической деятельности является развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся через применение технологии проектного обучения. Цель: Создать на уроках и во внеурочной деятельности условия для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей ученика. Технология проектного обучения как раз и предоставляет возможности для реализации этой цел Три фазы (этапа) технологии развития критического мышления. 1. Стадия вызова. Учащиеся вспоминают, что им известно по изучаемому предмету (высказывают предположения), систематизируют информацию до её изучения; задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формулируя собственные цели. Деятельность учителя. Задачи данной фазы. Деятельность учащихся. Возможные приёмы и методы. Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ. Составление списка «известной информации», рассказ: -предположение по ключевым словам; -систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; -верные и неверные утверждения; -перепутанные логические цепочки и т.д. Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально – в парах – группах. 2. Стадия осмысления. Учащиеся читают текст (параграф), учитель предлагает активные методы чтения, ведут записи по мере осмысления новой информации, отслеживают понимание при работе с изучаемым материалом. Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации. Методы активного чтения: -маркировка с использованием значков (по мере чтения ставятся на полях справа); -ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; -поиск ответов на постановленные в первой части урока вопросы и т.д. Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах. 3. Стадия рефлексии. Учащиеся соотносят получаемую информацию с уже известной, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы. Выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно- следственные связи.Вернуть учащихся к первоначальным записям- предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления. -Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации; -возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; -ответы на поставленные вопросы; -организация устных и письменных ответов; -организация различных видов дискуссий; -написание творческих работ (пятистишия- синквейны, эссе); -исследования по отдельным вопросам темы и т.д. Творческая переработка, анализ, интерпретация и т. д. изученной информации, работа ведётся индивидуально – в парах – группах. Из опыта работы. Урок – исследование в 8 классе. Тема урока: «Понятие о паронимах. Паронимы и синонимы». Технологическая карта урока 1. Стадия вызова 2. Стадия осмысления. 3. Стадия рефлексии. Парная мозговая атака. Заполнение таблицы. Дальнейшее целеполагание. 1. Стадия вызова. Парная мозговая атака. Учащиеся (по парам) составляют список того, что они знают или думают, что знают, по теме. Парная мозговая атака помогает учащимся, которым трудно высказывать своё мнение перед большой аудиторией. Предлагаю примерный сценарий обсуждения в парах: -Синонимы – это… -Синонимы должны быть… -Синонимы различаются… -А что такое паронимы… 2. Стадия осмысления. Заполнение таблицы. Учащимся предлагается составить в тетради таблицу «Знаю – Хочу узнать – Узнал» Цель её – развитие рефлексивности в процессе познания. Когда учащиеся работают в данной стратегии, они учатся соотносить известное и новое, учатся определять свои познавательные запросы, обосновывая их с известной им информацией. В колонку «Знаю» вносят сведения, известные по этой теме (результат обсуждения в паре). В колонку «Хочу узнать» предлагается внести спорные вопросы и идеи.Затем учащиеся читают текст «Понятие о паронимах» (я заранее распечатываю в нужном количестве экземпляров), пытаются найти ответы на поставленные ими вопросы. У этой формы работы есть ещё один резерв – это вторая и третья части таблицы. Категории информации станут графами новой таблицы (Приложение №1) Что я знаю Что я хочу узнать Что мы узнали, и что нам осталось узнать Синонимы – это слова с близким значением. Синонимы должны быть одной части речи, например, неприятель - враг. Различаются оттенками значения или стилистической окраской, или тем и другим одновременно. Что такое паронимы? Как они связаны с синонимами? Для чего нужно знать о паронимах? 2. Категории информации, которыми мы намерены пользоваться: А. В. С. Д. 1. Источники информации: 1. 2. 3. 4. Приёмы ТРКМ. Выделим основные правила работы с приёмом ЗХУ:  Вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу. Запишите эт·
I стадия – вызов: актуализация уже имеющихся знаний; пробуждение интереса к получению новой информации; постановка учеником собственных целей обучения. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах или группах.
II стадия – осмысление содержания: получение новой информации; корректировка учеником поставленных целей обучения. На данном этапе осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа и т.п.). Работа ведётся индивидуально или в группах.
III стадия – рефлексия: размышление, рождение нового знания, постановка учеником новых целей обучения.
   Чтобы сохранить целостность урока в содержательном и технологическом плане, предлагается использовать различные приёмы и стратегии: кластер, «ИНСЕРТ» (маркировка текста значками), эффективная лекция, чтение с остановками, «плюс – минус – вопрос», совместный поиск, бортовые журналы, стратегия «Зигзаг» и др..  
   

  На стадии рефлексии предлагаю использовать методику «незаконченных вопросов»:
Сегодня на уроке я узнал, что …
Мне это знание необходимо для …
Я затруднялся…
Я почувствовал, что …
  Современное обучение нацелено не только на необходимость умения добывать информацию, но и критически её оценивать, осмысливать, применять. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать её с разных точек зрения, делать выводы относительно её точности и ценности. Добиться этого учителю на уроке и поможет технология развития критического мышления.

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РАЗРАБОТКИ
УРОКОВ  РУССКОГО   ЯЗЫКА
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ТЕХНОЛОГИИ  РАЗВИТИЯ
КРИТИЧЕСКОГО  МЫШЛЕНИЯ
Тема урока : Наречие
Цель: организовать деятельность учащихся по повторению и обобщению изученного о наречии как части речи; закрепить приобретенные при изучении темы знания, умения, навыки;
способствовать развитию орфографической и речевой грамотности, зоркости, смекалки, творческих способностей;
воспитывать  любовь к русскому языку, дух здорового соперничества и взаимоподдержки.
Тип учебного занятия: урок обобщения и систематизации материала
Технология: критическое мышление
Приемы технологии развития критического мышления: кластер, ЗУХ
Формы работы: индивидуальная, парная

Ход урока
1.Организация класса
2.Актуализация опорных знаний
Вступительное слово учителя
Язык русский  и скромен, и богат,
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово «высоко» произнеси –
И представишь сразу неба синь.
Вспомнится  наречие «светло»,
И увидишь – солнышко взошло.
Если скажешь ты: «Темно»,
Сразу вечер постучит в окно.
Если скажешь «ароматно» ты,
Сразу вспомнишь ландыша цветы.

- Почему я начала наш урок со стихотворения?
- Какие ключевые слова в этом тексте вы бы выделили?
- К какой части речи они относятся?
Если назвали наречие, то попросить их назвать.
- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?
Давайте повторим, что знаем о наречии.

Запишите это в своей таблице «ЗУХ» (Лист сопровождения)

Знаю

Узнал на уроке

Хочу узнать




Выявить то, что прописали в 1 графе таблицы, нацелить на работу.

I. Вызов 
На доске закрепить ключевое слово – «Наречие»
Дать 5 учащимся составляющие кластера (чтобы смогли обдумать).
Второй ученик на доске составляет кластер с ключевым словом «Разряды»
(Кластер в виде корзинок, в которые нужно разложить словосочетания в зависимости от разряда наречий).
Остальные в это время пишут творческий диктант.
По лексическому значению определить слово и записать его.
1. Друзья, оставшиеся в классе один на один (наедине).
2. Лист бумаги, сложенный в четыре раза (вчетверо).
3. Равнина, разделенная оврагом пополам (надвое).
4. Дежурные, убиравшие класс два раза (дважды).
5.Брошюры, купленные попутно с книгами (заодно).

Проверяем теорию 1 кластер ( учащиеся по одному выходят и называют содержание блока) Это значение, вопросы, морфологические признаки, роль в предложении, степени сравнения (другого цвета блок)

1 кластер

- Почему у нас этот блок выделен? (Надо дополнить)
1 ученик идет дополнять.
Проверяем кластер «Разряды»
- Все ли наречия на своем месте?
Вставать рано времени
Хорошо выспаться образа действия
Говорить быстро образа действия
Сделать назло цели
Очень старательно меры и степени
Поднять на смех цели
Выпалить сгоряча причины
Пишет сейчас времени
Находился внизу места
Подождать немного меры и степени
Находился вверху места
Не разобрался сослепу причины

Проверяем дополнения к I кластеру (объяснить, как образуются степени сравнения, с помощью каких слов и морфем).
Устно показать образование форм от слова высоко

IIСтадия осмысления содержания
С теорией справились, закрепим ее на практике
На доске работал(а) (кто?), он(а) справилась(лся), а вам это задание посильно?
Задание
В приложении написаны наречия, определите их разряд.
Приехал издалека, свернул влево, говорить по-русски, разговаривать тихо, нигде не встретились, выступил блестяще.
Взаимопроверка (поставить друг другу + или – )
Из упражнения 251 дополните запись тремя своими примерами.
Задание
Морфологический разбор наречия в словосочетании двигаться вперед
Двигаться вперед
I. Наречие, обозначает признак действия;
II. Двигаться (куда) вперед, неизменяемое, наречие места;
III. В предложением является обстоятельством
Физкультминутка
Игра «Корректор»
Самостоятельная работа учащихся
Задание: исправить ошибки.
1.Он не куда не пошел.
2.Сестре было никогда.
3.Щенка негде не было видно.
4.Ему ниоткуда ждать помощи.
5.Сторона по видимому была глухая.

Работа в паре: собрать рассыпавшиеся пословицы, найти в них наречия.

Тише едешь, дальше будешь.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Творческая работа. Замените фразеологизмы наречиями.
Спит как убитый – крепко.
Знать как свои пять пальцев – хорошо.
Кот наплакал – мало.
Ни свет ни заря – рано.
Самостоятельная работа
Прочитайте сказку о Стрекозе и Муравье, найдите в ней фразеологизмы и подберите к ним синонимы.
В старом лесу жили Стрекоза и Муравей. Все лето Муравей заготавливал еду. Сломя голову бежал он на поле, до которого было рукой подать, и возвращался с пшеничными зернами.Соседка Стрекоза к зиме не готовилась. Наступили холода. Стрекоза увидела сытого Муравья и говорит:
- У тебя запасов накопилось, куры не клюют, а у меня их совсем нет. Поделись-ка, дружочек!
А Муравей ей в ответ:
- Ты, соседка, все лето работала спустя рукава. Вот так и продолжай!
Ответ учащихся
Как мы видим, в русском языке возможна замена одного слова другим или целым словосочетанием, что и говорит о богатстве и красоте  языка.
Обратиться к ЗУХ
- Что вы узнали на уроке? Зафиксируйте во второй колонке таблицы.
- Что нам еще предстоит узнать? (Правописание наречий)
III. Рефлексия 
Подберите наречия к глаголу, указав, как вы сегодня поработали.
Работать -
(может быть хорошо, отлично, замечательно, чудесно и т. д.)
В это время две пары выполняют задание.
Составьте пожелание гостям с использованием наречий
1.___________________ не болеть.
2.___________________ выглядеть.
3.___________________ улыбаться.
4.____________________ быть преданными своему делу.
5.Живите _______________.

Слова для справок: всегда, никогда, чаще, счастливо, великолепно.
Домашнее задание.



Тема урока: Имя числительное как часть речи
 Цель урока: формирование понятия о числительном как части речи, его грамматических и синтаксических признаках. Выработать умение находить числительные в тексте.;
развивать умения выделять существенную информацию, систематизировать её и представлять в графическом виде, обобщать, развитие творческого воображения;
воспитывать коммуникативные качества (умение сотрудничать, принимать чужое мнение, аргументировано отстаивать свою точку зрения)
Тип урока: изучения нового материала
Технология: критического мышления через чтение и письмо
Приемы ТРКМ: «верные и неверные утверждения», «денотатный граф», синквейн.
Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Ход урока
1.Организация класса
Здравствуйте, уважаемые путешественники по стране Лингвинии. Мы с вами посетили уже много островов страны, сегодня нас ждут коренные жители ещё одного удивительного островка. Итак, в путь!
1.Разминка. Выход на тему урока. (6 мин.)
На доске (слайде) ряды слов: пятый, пятерка, пятак, пятерня.
Тройка, троица, третий, трояк.
Задание: сначала обобщить слова каждого ряда, затем найти «лишние».
Предполагаемые ответы. Обобщение: все слова ряда начинаются на одну букву, однокоренные слова и т.п. (ответы могут быть самыми неожиданными).
Лишнее слово. Могут возникнуть разные мнения (например, лишнее по стилистической принадлежности, однозначности-многозначности и т.п.) Учитель подводит к тому, что лишнее слово в первом ряду: пятый, во втором ряду третий.
Ученики дают ответ: Эти слова являются лишними, т.к. они не являются именами существительными, как остальные.
Учитель предлагает определить принадлежность этих слов к какой-либо части речи.
В этой ситуации ученики чаще всего считают эти слова именами прилагательными, но находится несколько несогласных учащихся. Это выход на проблему.
Учитель: да, ребята. Эти «лишние» в рядах слова – коренные жители одного из островов Лингвинии. Давайте подумаем, какие вопросы нам необходимо задать жителям-словам, чтобы узнать их получше.
Ученики предлагают вопросы (т.к. они уже знакомы с системой частей речи, то вопросы составят легко):
- На какие вопросы отвечают эти слова?
- Что обозначают?
- Как изменяются?
- Чем являются в предложении?
И другие вопросы, которые интересуют ребят. Все вопросы фиксируются на доске или слайде.
Учитель: Вы уже догадались, о какой части речи сегодня нам предстоит узнать много нового. Как называется наш урок?
Ученики: Имя числительное (или: имя числительное как часть речи)
Запись темы урока в тетради.
Учитель: Запишите в тетрадь слова обоих рядов, поставьте к ним вопросы.
Учащийся комментирует с места, объясняя орфограммы в словах.
1.Прием «верные и неверные утверждения» (3 мин.)
Учитель: прежде, чем мы познакомимся с числительными, попробуйте угадать, какие они, слова этой части речи. У вас на столах лежат таблички, цифры на них – номера вопросов. Я предлагаю вам несколько утверждений, которые начинаются со слов «Правда ли, что..». Если вы отвечаете «да», то ставьте «+», если нет, то «-».
Утверждения:
1…имена числительные отвечают только на вопросы «сколько?», «который?»;
2….имен числительных в языке очень немного;
3…имена числительные изменяются по падежам;
4…все числительные можно записать цифрами;
5…эта часть речи может быть только определением;
6. …числительные имеют общие признаки с существительными;
7. …они имеют общие признаки с прилагательными;
8. …можно прожить день, не встретив ни одного числительного;
9. …числительное не может состоять из 3 слов;
10. …слово «полтора» - это числительное.
Учитель: мы вернемся к нашим предположениям в конце урока и проверим, в чём мы были правы, а где наше мнение изменилось.
Прием денотатный граф (17 мин.)
1.Учитель. Помогать знакомиться с именами
числительными нам будет помогать денотатный граф (на каждой парте лист с начерченным овалом, далее заполнять всё, чертить будут дети). У вас на партах литы с «головой» нашего графа. Туда мы впишем главное понятие сегодняшнего урока. Какое?
Ученики. Имя числительное.
Учитель. Сейчас вы посоветуетесь друг с другом и подберете глаголы, которые нам помогут познакомиться с числительными.
Работа в парах.
Учащиеся предлагают глаголы: обозначает, состоит, делится, изменяется, является, сочетается, включает и другие. Все глаголы фиксируются на доске (на слайде).
1.Учитель. Сейчас нашим помощником станет учебник. Чтобы завершить строительство денотатного графа, прочтем статью о числительном. Как вы думаете, на что надо обратить внимание при чтении?
Ученики. На глаголы, которые нам помогут выделить главное в этой части речи.
Работа с текстом статьи. Учащиеся могут читать с карандашом, делая пометки в тексте. Статьи, знакомящие с частями речи, построены по единому плану, поэтому планируется чтение «про себя» с выделением ключевых позиций.
1.Работа в группах.
Учитель. Прочитав текст, вы многое узнали о числительных. Чтобы запомнилось это лучше, надолго, давайте достроим денотатного графа, свяжем выбранные глаголы с самыми важными, ключевыми понятиями текста. Работать предлагаю в группах, но, если кто-нибудь хочет завершить работу индивидуально, он может работать один.
Учащиеся работают группами, завершая работу с денотатным графом. Учитель консультирует группы, отвечая на возникающие у учащихся вопросы, но не вмешиваясь в творчество.
Представление продукта работы (представляют графический рисунок не менее двух человек от каждой группы).
Учащиеся оценивают проекты по листам взаимооценки
Пример листа взаимооценки (3 балла – полно, 2 балла – есть дополнения, 1 балл – «могу ещё многое сказать по теме» и т.п.)
Группа
Содержание
Логика
Речевое оформление








Обсуждение: отмечаем только самое положительное:
- Чьи графы оказались наиболее содержательными?
- Наиболее логично построенными?
- Чьё представление графа стало самым ярким в речевом оформлении?
Учитель. Предлагаю теперь, если необходимо, внести коррективы в свои денотатные графы.
2 стадия Осмысление содержания
Пример денотатного графа по теме «Имя числительное»
Описание содержания денотатного графа


Ключевое понятие: ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
Глаголы-связки и признаки.
Обозначает – число, количество, порядок предметов при счёте.
Отвечает – на вопросы «сколько?, который?»
Делится – на 2 разряда: количественные и порядковые.
Изменяется – по падежам (количественные), по родам, числам, падежам (порядковые).
Является – любым членом предложения.
Сочетается – с существительными, местоимениями, глаголами.
Употребляется – в устной и письменной речи (документы).
Учитель. Подведем итоги нашему предварительному знакомству с числительными. Обобщите в одном предложении всё, что теперь вызнаете об этой части речи.
Ученики (2-3) обобщают изученное, например: Числительное – часть речи, обозначающая количество предметов или порядок их при счете, изменяющаяся по падежам, может быть любым членом предложения.

1.Письменная работа, вырабатывающая умение находить числительные в тексте. (6 мин.)
Работа со словарями.
Учитель. Вы теперь многое знаете о числительных и можете сказать, почему «лишние» слова, найденные нами в начале урока, числительные?
Ученики. Т.к. обозначают порядок при счёте.
Учитель. Значит, вы сможете обнаружить и другие числительные в тексте. Предлагаю списать текст упр.345 , подчеркнув все числительные, особое внимание обращая на их правописание.
Самостоятельная работа учащихся.
По окончании списывания учащимся предлагается назвать числительные.
Учитель. Как можно убедиться, что мы не ошиблись и это слово тоже числительное?
Ученики. Обратиться к словарю.
Работа со словарями.
Учитель. К какой части речи относит это слово словарь?
Ученики. К именам существительным.
Учитель. Как вы думаете, почему?
Ученики высказывают различные предположения. Это проецирование будущих тем.
Учитель. Поскольку мы сейчас не можем ответить на этот вопрос, я предлагаю подумать над ним дома и написать миниатюру на тему: «Мир без числительных».

1.Выход на тему следующих уроков «Склонение числительных». (5 мин.)
Учитель. Продолжим знакомство с числительными, какие загадки нам они ещё преподнесут? Объявляется конкурс дикторов. Текст перед вами. Предстоит, ознакомившись с ним, прочесть его в эфире, не сделав ошибок.
Ученики читают текст «про себя».
Текст. В середине 17 века население Земли составляло лишь 545 миллионов человек. Ровно через 100 лет оно увеличилось до 725 миллионов. Ещё через столетие население земного шара перевалило через миллиард и стало равняться 1 миллиарду 171 миллиону человек. В середине 20 века оно достигло 2 миллиардов 517 миллионов.
Конкурс. Выступают в качестве дикторов 2-3 ученика. Никто не может прочесть данный текст, правильно произнося числительные, без особой тренировки.
Учитель. Что же получается? Неужели никто из вас не сможет стать диктором телевидения? Чем же можно помочь?
Ученики. Варианты ответов. Научиться правильно произносить числительные. Узнать, как правильно изменять числительные по падежам.
Учитель. Это мы запланируем на следующие уроки - путешествия по Лингвинии.
Стадия
Рефлексия

1.Обращение к таблице «верные и неверные утверждения»
Учитель. Чтобы выяснить, не ошибались ли мы в своих предположениях, вновь обратимся к таблице, которую вы заполняли в начале урока. Я вновь прочту утверждения, а вы в третьей колонке поставьте «+» или «-».
Заполнение третьей колонки.
Обсуждение.
- По каким утверждениям ваше мнение совпало?
- Где вы изменили свое мнение? Почему?
1.Прием синквейн.
Учитель. Мы сегодня только начали знакомство с числительными, пора подвести некоторые итоги. Я предлагаю сделать это в синквейне. (Правила – на слайде).
- Что мы изучали сегодня?
Ученики. Имя числительное.
- Какое оно?
Ученики. Количественное. Порядковое. Многоликое. Непростое. Собирательное.
- какие действия характерны для него?
Ученики. Считает. Измеряет. Изменяется.
- Что вы о нем думаете? Обобщите в последней строке.
Сочинение синквейна самостоятельно или в парах (по выбору учащихся).
Пример синквейна:
Числительное.
Непростое. Многоликое.
Считает, измеряет, изменяется.
Миллион чисел - лишь тридцать корней.
Изучайте!

Итоги урока:
- Что нового вы открыли  на уроке?
- Что осталось непонятным?

Домашнее задание прокомментировано ранее. Оценки.















Немає коментарів:

Дописати коментар